УТВЕРЖДЕН:
И.о. заведующего МДОУ д/с «Елочка» г. Балашова
________________Е.В. Березка
Приказ №_____от__________20___г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ (учебный) ПЛАН
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Елочка» г. Балашова Саратовской области на 2014-2015 год
Учебный план Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Елочка» г. Балашова Саратовской области» составлен руководствуясь следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 3049-13.
- Уставом МДОУ д/с «Елочка»
Учебный план МДОУ д/с «Елочка», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение организованных форм образовательной деятельности.
В плане предложено распределение количества данных форм, дающее возможность МДОУ использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования , реализуемой МДОУ.
Программа состоит из двух частей:
- Инвариантной (обязательной) части;
- Вариативной
Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательную непосредственно-образовательную деятельность, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ.
Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН №2.4.1.3049-13)
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
- Во второй группе раннего возраста – 1,5 ч.
- В младшей группе – 2 ч.45 мин.
- В средней группе – 4 ч.
- В старшей группе – 6 ч. 15мин.
- В подготовительной (разновозрастной) – 8ч. 30 минут.
Режим непосредственно-образовательной деятельности воспитанников:
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не должен превышать 30 и 40 минут, соответственно, в старшей и разновозрастной 45 минут и 1,5 часа.
Продолжительность НОД:
- Для детей 3-го года жизни – не более 10 минут;
- Для детей 4-го года жизни – не более 15 минут;
- Для детей 5-го года жизни – не более 20 минут
- Для детей 6-го года жизни – не более 25 мнут;
- Для детей 7-го года жизни – не более 30 минут.
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Её длительность составляет:
- Во второй группе раннего возраста – 10 минут;
- В младшей группе – 15 минут;
- В средней группе – 20 минут;
- В старшей группе – 25 минут;
- В подготовительной (разновозрастной) группе – 30 минут.
Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично учреждение организует непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Её проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Непосредственную образовательную деятельность по дополнительному образованию проводят:
- Для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;
- Для детей 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 20 минут;
- Для детей 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;
- Для детей 7-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.
В план включены 5 образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в НОД и совместную деятельность воспитанников и детей.
Начало учебного года с 1 сентября предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. В этот период воспитателем организуется индивидуальная работа с детьми с привлечением педагога-психолога. При подведении итогов по окончании учебного года также проводится психолого-педагогическая диагностика по результатам развития ребенка.
1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область реализуется через решение следующих задач:
· Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
· Ребенок в семье и сообществе.
· Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
· Формирование основ безопасности.
2. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область реализуется через решение следующих задач:
· Формирование элементарных математических представлений.
· Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
· Ознакомление с предметным окружением.
· Ознакомление с социальным миром.
· Ознакомление с миром природы.
3. Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область реализуется через решение следующих задач:
· Развитие речи.
· Художественная литература.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Образовательная область реализуется через решение следующих задач:
· Приобщение к искусству.
· Изобразительная деятельность.
· Конструктивно-модельная деятельность.
· Музыкальная деятельность.
5. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Образовательная область реализуется через решение следующих задач:
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Физическая культура.
Учебный день делится на 3 блока:
- Образовательный блок 1 половины дня включает в себя:
- Совместную деятельность воспитателя и детей;
- Свободную самостоятельную деятельность детей.
- Непосредственно образовательная деятельность – организованное обучение
- Образовательный блок 2 половины дня включает:
- Индивидуальную коррекционную работу;
- Совместную деятельность воспитателя и детей по различным
- Самостоятельную деятельность ребенка.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей – 3-4 часа в день для всех возрастных групп. В феврале для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводится работа только эстетически-оздоровительного цикла. В дни каникул и в летний период НОД не проводится. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные праздники, подвижные игры, экскурсии и прочее.
В сентябре и в мае проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика.
Учебный план на 2014-2015 год МДОУ д/с «Елочка» г. Балашова
Реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на основе содержания примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
1
|
Инвариантная часть (обязательная 60%)
|
2-я группа раннего возраста
|
Младшая группа
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
Разновозрастная группа
|
Образовательные области
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
Познавательное развитие
|
Ознакомление с предметным и социальным окружением
|
0,5
10 минут/1р. в месяц
|
0,5
15 минут/2р.в месяц
|
0,5
20 минут/2р.в месяц
|
0,5
25 минут/2р.в месяц
|
0,5
30 минут/2р.в месяц
|
Ознакомление с миром природы.
|
0,5
10 минут/1р. в месяц
|
0,5
15 минут/2р.в месяц
|
0,5
20 минут/2р.в месяц
|
0,5
25 минут/2р.в месяц
|
0,5
30 минут/2р.в месяц
|
Формирование элементарных математических представлений
|
1
10 минут/2р. в месяц
|
1
15 минут
|
1
20 минут
|
1
25 минут
|
2
30 минут
|
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
|
-
|
-
|
-
|
1
25 минут
|
1
30 минут
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Программа предполагает организацию данной деятельности за рамками непосредственно образовательной деятельности
|
Речевое развитие
|
Развитие речи
|
1
10 минут
|
1
15 минут
|
1
20 минут
|
1
25 минут
|
1
30 минут
|
Приобщение к художественной литературе
|
1
10 минут
|
-
|
-
|
1
25 минут
|
1
30 минут
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Музыкальная деятельность
(Музыка)
|
2
10 минут
|
2
15 минут
|
2
20 минут
|
2
25 минут
|
2
30 минут
|
Лепка
|
1
10 минут
|
0,5
15 минут/2р.в месяц
|
0,5
20 минут/2р.в месяц
|
0,5
25 минут/2р.в месяц
|
0,5
30 минут/2р.в месяц
|
Аппликация
|
-
|
0,5
15 минут/2р.в месяц
|
0,5
20 минут/2р.в месяц
|
0,5
25 минут/2р.в месяц
|
0,5
30 минут/2р.в месяц
|
Изобразительная деятельность (Рисование)
|
1
10 минут
|
1
15 минут
|
1
20 минут
|
2
25 минут
|
2
30 минут
|
Конструктивно-модельная деятельность
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Приобщение к искусству
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Физическое развитие
|
Физическая культура
|
2
10 минут
|
2
15 минут
|
3
20 минут
|
3
25 минут
|
3
30 минут
|
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
ИТОГО:
|
9
|
9
|
10
|
13
|
14
|
Вариативная часть (Формируемая МДОУ 40%)
|
Дополнительное образование
|
Совместная деятельность детей по дополнительному образованию (физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие)
|
-
|
1
15 минут
|
1
20 минут
|
1
25 минут
|
2
30 минут
|
ВСЕГО, включая дополнительное образование
|
|
9НОД
по 10 минут
|
11 НОД
по 15 минут
|
11 НОД
по 20 минут
|
14 НОД
по 25 минут
|
16 НОД
по 30 минут
|
Общее время в неделю (в часах)
|
|
1ч. 30 мин.
|
2 ч. 45 мин.
|
3 ч. 40 мин.
|
5ч. 50 мин.
|
8 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|