Консультация для родителей группы раннего возраста «Василёк» на тему: «Развиваем речь детей 2-3 лет»
Какой должна быть речь ребенка третьего года жизни? В каком случае следует начинать бить тревогу? Что могут сделать родители, чтобы способствовать развитию речи двухгодовалого ребенка? Об этом поговорим далее.
Ребёнок этого возраста в норме свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними, с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.
К концу третьего года жизни ребенок способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять. Его фразы просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит». Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых.
Однако речевое развитие детей может запаздывать. Поводом для тревоги у родителей должно стать как полное отсутствие речи, так и другие симптомы:
- словарный запас ребенка беден, он не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
- распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например, «Мишка косолапый вышел из леса»;
- в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
- ребенок не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию.
Чтобы у ребенка двух-трехлетнего возраста не возникло отставания в речевом развитии, близким людям стоит следовать ряду советов:
- общайтесь с малышом как можно чаще, произносите фразы четко и медленно, обязательно смотрите на ребенка, когда контактируете с ним, он должен видеть, как двигаются мышцы лица;
- постоянно повторяйте слова, чтобы малыш их скорее запомнил;
- поощряйте каждую попытку ребенка говорить, даже если у него что-то не получается. Сначала похвала, затем «работа над ошибками»;
- занимайтесь с ребенком по 10 минут каждый день, не переусердствуйте, иначе ребенок может замкнуться, отказаться от занятий;
- больше читайте, это помогает сформировать у малыша хороший словарный запас;
- учите с малышом коротенькие стихотворения, потешки, песенки. Чтобы появилась хорошая речь, нужно регулярно заниматься ею. И начинать стоит очень рано. Но не переусердствуйте. Из-за этого тоже могут возникнуть проблемы.
Если же, несмотря на соблюдение вышеизложенных моментов, родители замечают у ребенка признаки задержки речевого развития, следует как можно скорее обратиться к врачам (отоларингологу, неврологу, психиатру), специалистам (дефектологу, логопеду). Логопед подберет специальные упражнения, которые подойдут для развития речи именно вашему ребенку.
Учитель-логопед Шнякина О.С. |