Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.
В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.
Особенности речевого развития детей 3-4-х лет
Давайте поближе познакомимся с нормами развития речи детей 3-4 лет. Эти показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений.
Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
Дети:
- начинают говорить сложными предложениями;
- используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
- задают большое количество вопросов;
- употребляют некоторые предлоги и союзы;
- рассказывают, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
- начинают группировать предметы (одежда, животные)
- стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
- пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
- внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
- правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.
- с удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели.
- обладают способностью разговаривать тихо или громко.
Понимание речи:
- слушают длинные сказки и рассказы;
- понимают сложноподчиненные предложения;
- способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.
В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а также нечеткое произношение ряда звуков. Не совсем правильно строят предложения, переставляют слова.
Повышенного внимания требуют следующие случаи, когда:
- речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
- скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
- скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
- плохо развито звукопроизношение;
- выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.
- ребенок говорит очень быстро или наоборот замедленно;
- не может построить даже простое предложение;
- у ребёнка часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
Все эти признаки могут указывать на речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.
Так как же развивать речь ребенка в этом возрасте?
Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, можно развивать речь малыша на прогулке, в повседневном общении. С детьми необходимо больше общаться.
Спрашивайте малыша о том, как он провел день, куда ходил, что интересного он увидел. Говорите правильно, и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с ребёнком. Хвалите за любые попытки произнести новые звуки или слова. Мягко поправляйте, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте. Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений: что это? или кто это? какого цвета? Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную. Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией. Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Вовлекайте его в игру. Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию. Предлагайте ребёнку поиграть с конструктором, мозаикой, пластилином.
Какие упражнения и игры способствуют развитию речи детей?
«Сказка про язычок»
Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо).
Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь. Оближите губки. Покажите, как лакает собачка. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.
«Листопад»
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры: Взрослый выкладывает на столе листочки. Давай сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребенок не переутомился. Все листики на земле... Давай соберем листочки в ведерко. Вместе собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
«Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
«Громко-тихо»
Необходимо учить детей изменять силу голоса. «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Большая кошка как мяукает? А маленький котенок? И аналогично имитируются голоса других животных. "Паровозик далеко-близко".
Игры на формирование грамматического строя речи:
«Чего не стало»
Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа
Взрослый расставляет игрушки. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. Взрослый убирает одну игрушку или и задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?».
«Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.
Образец: шар – шары, кубик – кубики. У меня один кубик и много кубиков.
«Назови ласково»
Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход: Назови предметы по образцу: стол – столик.
Игры на расширение и активизацию словарного запаса
«Кто это? Что это?»
Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Ход: Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».
«Кто что делает?»
Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.
Ход: Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).
Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?
«Скажи какой»
Цель: активизация словаря признаков. Мяч (какой?) синий, резиновый, круглый; девочка на картинке (какая?) веселая.
«Помоги найти маму»
Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.
Употребление предлогов:
«Предлоги»
Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется. |