Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 06:47

МДОУ д/с "Ёлочка" г. Балашова

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [142]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для родителей

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

Давайте поближе познакомимся с нормами развития речи детей 3-4 лет. Эти показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений.

Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

Дети:

  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • рассказывают, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  • начинают группировать предметы (одежда, животные)
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.
  • с удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели.
  • обладают способностью разговаривать тихо или громко.

Понимание речи:

  • слушают длинные сказки и рассказы;
  • понимают сложноподчиненные предложения;
  • способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а также нечеткое произношение ряда звуков. Не совсем правильно строят предложения, переставляют слова.

Повышенного внимания требуют следующие случаи, когда:

  • речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
  • скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
  • скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
  • плохо развито звукопроизношение;
  • выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.
  • ребенок говорит очень быстро или наоборот замедленно;
  • не может построить даже простое предложение;
  • у ребёнка часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Так как же развивать речь ребенка в этом возрасте?

Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, можно развивать речь малыша на прогулке, в повседневном общении. С детьми необходимо больше общаться.  

Спрашивайте малыша о том, как он провел день, куда ходил, что интересного он увидел. Говорите правильно, и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с ребёнком. Хвалите за любые попытки произнести новые звуки или слова. Мягко поправляйте, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте. Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений: что это? или кто это? какого цвета? Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную. Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией. Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Вовлекайте его в игру. Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию. Предлагайте ребёнку поиграть с конструктором, мозаикой, пластилином.

Какие упражнения и игры способствуют развитию речи детей?

 «Сказка про язычок»

Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо).

Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь. Оближите губки. Покажите, как лакает собачка. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.

«Листопад»

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Ход игры: Взрослый выкладывает на столе листочки. Давай сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребенок не переутомился. Все листики на земле... Давай соберем листочки в ведерко. Вместе собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Взрослый обращает внимание на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Громко-тихо»

Необходимо учить детей изменять силу голоса. «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Большая кошка как мяукает? А маленький котенок? И аналогично имитируются голоса других животных. "Паровозик далеко-близко".

Игры на формирование грамматического строя речи:

«Чего не стало»

Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа

Взрослый расставляет игрушки. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. Взрослый убирает одну игрушку или и  задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?».

«Один – много»

Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Образец: шар – шары, кубик – кубики. У меня один кубик и много кубиков.

«Назови ласково»

Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход: Назови предметы по образцу: стол – столик.

Игры на расширение и активизацию словарного запаса

«Кто это? Что это?»

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Ход: Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

«Кто что делает?»

Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

Ход:  Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).

 Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?

«Скажи какой»

Цель: активизация словаря признаков. Мяч (какой?) синий, резиновый, круглый; девочка на картинке (какая?) веселая.

«Помоги найти маму»

Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.

Употребление предлогов:

«Предлоги»

Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

Категория: Мои статьи | Добавил: садик (23.12.2023)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Поиск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Елочка" г. Балашова Саратовской области" © 2024